АНЦЫБАЛ
Анцыбул, анчибал, анчибил. В поверьях нередко относится к нечистой
силе, обитающей в болоте (болотный черт).
ВЕДЬМЫ
В легендах они часто изображаются в виде старух, лишь поверхностно
знакомыми с искусством черной магии. Они чаще всего одевались в черное, и
говорили даже, что они - невесты дьявола. Днем их заклятия не так сильны,
особенно при солнечном свете. Современные "ведьмы" используют магию для
заживления ран и лечения и не имеют ничего общего с дьяволом. Они
последователи современной религии Wicca.
ГРЕМЛИНЫ
[Встроенная картинка не переводится]Маленькие мохнатые существа. Бояться света и воды. Если на них попадет
вода то они становятся злобливы. Их нельзя кормить после 12 ночи потому
что от этого они начинают размножаться методом деления, но все
последующие собраться первого гремлина рождаются злобными и
начинают пакостить людям. Зловредные существа, ненавистники техники. С
первой мировой войны все неполадки в технике, начиная от велосипедов и кончая космическими кораблями, приписывают гремлинам. Гремлины ненавидят технику и всячески вредят людям, которые ей пользуются. Внешне они сильнее всего напоминают помесь кролика с бультерьером; ростом около 50 сантиметров, одеты обычно в зеленые брюки и красные куртки. У них перепончатые лапы, которыми они ступают очень тихо, почти неслышно. К людям гремлины относятся достаточно дружелюбно, устраивают пакости скорее из озорства, чем из желания досадить.
ГРИМТУРСЫ
Ледяные гиганты живущие в горах. Очень опасаются расколоться при падении с горы так как им это грозит смертью. Дальние родственники варклапов.
ДЕМОН
[Встроенная картинка не переводится]Они убивают, чтобы жить, и живут, чтобы убивать. Согласно иудаистическим
поверьям, между мирами плотским и духовным предполагается существование
мира, населенного ангелами и демонами. Число его обитателей превосходит
возможности арифметики. С течением времени Египет, Вавилон и Персия внесли
свою лепту в образ этого фантастического мира. По мнению Трахтенберга,
христианское влияние сказалось, возможно, в том, что демонология, или наука о
демонах, заняла
менее значительное место, чем ангелология, или наука об ангелах. Тем не менее
мы можем назвать Кетех Мерири, князя полдня и знойного лета. Однажды его
повстречали идущие в школу дети - все они, кроме двоих, умерли. В течение
XIII века иудаистическая демонология пополнилась пришельцами латинскими,
французскими и германскими, которые в конце концов слились с упомянутыми в
Талмуде.
ДРИАДЫ
В греческой мифологии женские духи деревьев (нимфы). они живут в дереве которое и охраняют и часто
гибли вместе с этим деревом.
Дриады единственные из нимф которые смертны . Нимфы деревьев
неотделимы от дерева, в котором обитают. Считалось, что сажающие деревья и
ухаживающие за ним пользуются особым покровительством дриад.
ЖАБДАР
По верованиям бурят, непомерной величины змея Жабдар (или Забдар) охраняет вход в царство
Мертвых. Находится этот вход около Шаманского камня, у истоков Ангары, вдоль которой и протянулся
змей
ЗЕМЛЯНАЯ КОШКА
Подземная кошка, охраняющая клады. «По тем местам от Гальяна до самой Думской горы земляная кошка
похаживает. Нашему брату она не вредная, а волки ее боятся, если уши покажет», «Тут она и вспомнила
про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, что по пескам,
где медь с золотыми крапинками, живет кошка с огненными ушами. Уши люди много раз видели, а кошку
не доводилось. Под землей она ходит» (Урал). По легендам русских золотоискателей, один из сторожей
заколдованных кладов — кот. Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и
природным явлением — это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли.
Уточним, однако, что, по версии знатока уральских поверий П.П.Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а
уши: «...вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять — кошачьи уши. Снизу пошире, кверху
на нет сошли. <...> Подбежала — точно, два
огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы. <...> Дивится Дуняха, как они горят,
коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха еще поближе руку
подвела. Огонь метну лея в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит.
<...> Так и добежала до Чусовой реки, а уши уж на том берегу горят». <Бажов, 1992>
ИФРИТ
Злой дух мужского пола из низших слоев ада. Обладает фиолетовыми крыльями и огромными когтями.
Убить его нельзя обыкновенным способом, но самое страшное для ифрита, что хуже смерти, это если
удастся поймать его в бутылку и кинуть в море где он будет плавать миллион лет.
МАНДРАГОРА
Подобно "борамецу", растение, называемое мадрагора, граничит с животным царством, ибо, когда его
вырывают с корнем, оно кричит; крик этот может свести с ума тех, кто его слышит ("Ромео и Джульетта",
IV, 3). Пифагор называет его "антропоморфным"; римский агроном Луций Колумелла - получеловеком
(semi homo), а Альберт Великий даже написал, что мандрагоры, наподобие людей, бывают различного
пола. До него Плиний писал, что белая мандрагора - это самец, а черная - самка. И еще, что сборщики
мандрагоры чертят вокруг нее мечом три круга и должны смотреть на запад; запах ее листьев так силен,
что от него люди
становятся немыми. Кто вырвет ее с корнем, тому грозят ужасные бедствия: в последней
книге "Иудейской войны" Иосиф Флавий советует применять для этого нарочно обученную собаку.
Выдернув растение, собака подыхает, зато его листья служат для изготовления наркотиков, колдовских
и послабляющих снадобий. В Книге Бытия (30:14) есть любопытное упоминание о плодоносной силе
мандрагоры. В XII веке еврейско-немецкий комментатор Талмуда написал следующий абзац:"От корня в
земле отходит нечто вроде веревки, и
веревкою этой прикреплено за пуп - как тыква или арбуз - животное, именуемое "яду"а", но "яду"а" во
всем схож с человеком: такие же лицо, тело, руки и ноги. Оно искореняет и уничтожает все, куда
достигает та веревка. Надобно веревку эту рассечь стрелою, и тогда животное подыхает". Врач
Дискорид отождествляет мандрагору с "цирцеей", или растением Цирцеи, о которой в песне десятой
"Одиссеи" мы читаем:"Корень был черный, подобен был цвет молоку белизною,...людям опасно. С корнем
его вырывать из земли, но богам все возможно".
ПРИЗРАКИ
[Встроенная картинка не переводится]Видимые лишь частично в обычном спектре души давно умерших людей. По рассказам они вызывают
безотчетный страх или дают различные предупреждения живым. Встречаются привидения чаще всего на
развалинах, кладбищах, перекрестках дорог, болотах, или в заброшенных домах. Считалось, что
привидения обычно появляются возле воды - на мостах и около водяных мельниц. Согласно народным
поверьям славян, привидения в основном относятся к человеку враждебно. Они могут напугать, заманить,
лишить памяти, наслать болезни. Считается, что приведение может увидеть не каждый, и встреча с ним
является плохим предзнаменованием не только для увидевшего, но и для всей его семьи. Согласно
народным поверьям с приведениями нельзя говорить, а так же поворачиваться к нему спиной. Так же не
следует возвращаться назад, надо просто продолжать движение, как бы не замечая приведение. При
этом нужно вывернуть всю одежду на изнанку или надеть шапку задом наперед. Оберегами приведений
считался крест, святая вода, ветки омелы или
освященной вербы. Кроме того, чтобы избавиться от приведений, нужно было произнести молитву или
просто ударить приведение наотмашь правой рукой.
САЛАМАНДРА
В средневековых поверьях и магии - духи, хранители огня и его олицетворение. Живут в любом открытом
огне. Часто предстают в виде маленькой ящерки.
ТИФОН
Тифон не является, как утверждает Плутарх, отдельным "Принципом Зла" или Сатаной евреев, но,
скорее, низшими космическими "принципами" божественного тела Озириса, бога в них - так что Озирис
является персонифицированной Вселенной в виде мыслеосновы, а Тифон - той же
самой вселенной в ее
материальном проявлении.
ТРОЛЛЬ
В Англии валькирии были оттеснены в деревню и превратились в простых ведьм; у скандинавских
народов обитавшие в Йотунгхейме и сражавшиеся с богом Тором гиганты древней мифологии тоже
выродились, превратились в сельских троллей. Согласно космогонии, с которой начинается Старшая
Эдда, в день, когда наступят Сумерки Богов, гиганты взберутся на небо и разобьют Бифрост, радугу, и
разрушат мир, и помогать им будут волк и змей; тролли народных поверий - это злобные и
глупые эльфы, живущие в горных пещерах и в ветхих хижинах. Самые знатные у них - с двумя или тремя
головами. Славу им создала драматическая поэма "Пер Гюнт" (1867) Генрика Ибсена. Ибсен изобразил их,
прежде всего, патриотами: они думают или стараются думать, что изготовляемое ими отвратительное
питье - это вкуснейший напиток и что их пещеры - дворцы. Чтобы Пер Гюнт не увидел гнусного
убожества их жилья, они предлагают выколоть ему глаза.
ХИМЕРА
Первое упоминание о Химере находится в шестой песне "Илиады". Там написано, что она была
божественного происхождения - перед льва, туловище козы, хвост змеи; она изрыгала из пасти огонь, и
убил ее, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт, сын Главка. Голова льва, брюхо козы и
хвост змеи - таково самое естественное ее описание, содержащееся у Гомера, однако "Теогония" Гесиода
приписывает ей три головы, и так она представлена в знаменитом бронзовом изваянии из Ареццо,
датируемом V веком. Посредине хребта у нее козья голова, на одном конце змеиная, на другом -
львиная. В шестой песне "Энеиды" снова появляется "огнедышащая Химера";
комментатор Сервий Гонорат отмечает, что, по мнению всех авторитетных ученых, чудовище это было
родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана кишат
змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища
львов; вероятно, Химера - метафора этой необычной горы. Когда-то Плутарх высказал предположение,
что Химера - это имя некоего капитана с пиратскими наклонностями, приказавшего
нарисовать на своем корабле льва, козу и змею. Эти нелепые догадки показывают, что Химера уже
давно будоражит умы. Чем ее воображать, казалось, удобней отождествить ее с чем ни попало. Слишком
она гетерогенна: лев, коза и змея (в некоторых текстах дракон) сопротивлялись, не желая образовать
одно животное. Со временем Химера превращается в понятие "химерического". Нескладный образ
исчезает, а слово остается для обозначения невозможного. "Ложная идея, пустой вымысел" - такое
определение химеры дает сегодня словарь.